Вигоросность и образование

Вигоросность, образованность и здоровье являются важнейшими составляющими человеческого капитала этноса. Достаточное психическое и физическое здоровье населения является условием реализации потенциала этноса, но сама движущая сила прогресса этноса включает в себя два общих фактора: образованность и вигоросность. Первый из них, можно представить на двух уровнях, как инструментальную способность – наличие конкретных знаний и умений, и как общее развитие человеческого сознания – умение учиться и более сложно воспринимать окружающий мир. Таким образом, именно фактор образованности населения определяет возможности по созидательному труду, развитию культуры, науки и технологий, освоению и эффективному использованию окружающего мира. Однако, сам по себе фактор образованности еще не гарантирует, что весь этот творческо-производственный потенциал будет реализован. Степень реализации имеющихся знаний и умений задается особого рода человеческой энергией, принципиальная роль которой состоит в преодолении как внешних трудностей (ограничений активности, налагаемых естественной средой и сопротивления среды социальной), так и трудностей внутренних, связанных с инерционностью этнической (да и любой социальной) системы. Способность проявлять эту энергию было названо вигоросностью, базовым человеческим качеством, выражающим деятельный, преобразовательный характер активности индивида. Являясь противоположностью вынужденной активности гомеостатических систем, вигоросная активность проявляется в виде инновационной деятельности, деятельности связанной с выходом за пределы требований непосредственной ситуации, деятельности, связанной с преодолением трудностей неопределенности, а зачастую и рискованной. Вкупе с достаточным образованием, вигоросность определяет возможности индивида по выполнению полезной для общества работы.

Образованность и вигоросность соотносятся как двигатель и топливо – первая включает в себя механизмы (знания, навыки и умения), которые при своем применении способны принести обществу полезную работу, вторая запускает движение этих механизмов, отдавая свою энергию на преодоление внутренней инерции и сопротивления среды. Таким образом, вигоросность людей является тем источником энергии, которое запускает реализацию потенциала образования в направлении прогресса. Следовательно, результат образования – образованность, обретает практическую ценность для социума только при наличии достаточного уровня вигоросности, только тогда мы можем видеть плоды образования, когда включается достаточно вигоросности, чтобы осуществлялась полезная для общества деятельность. Действительно, можно привести достаточно примеров из жизни, когда высокий уровень образованности не приводит к эффективному применению полученных компетенций. С другой стороны, «дикая» вигоросная энергия не «окультуренная» образованностью, не снабженная должными инструментами преобразования мира (знаниями), может быть растрачена впустую или направляться на социально деструктивные движения (революции, терроризм, некоторые виды преступности).

Следующий уровень взаимосвязи вигоросности и образованности определяется тем, что вигоросность, среди прочих возможных направлений своей реализации, побуждает человека к самосовершенствованию, достижению все более высокого уровня и тем самым своей энергией питает образование. Это влияние вигоросности проявляется как в отношении обучаемого, формируя особую учебную мотивацию, так и в отношении преподавательской деятельности и деятельности по организации образования.

Вигоросность лежит в основе учебной мотивации особого вида, включающей в себя стремления к интенсификации деятельности учения, к постановке индивидуальных учебных целей высокого уровня сложности, превышающих обычный уровень требований. Главным здесь является акцент мотивации именно на достижение, преодоление трудностей, проявление волевых усилий. Вигоросность часто стоит за такими стратегиями жизненного пути как смена профессии, достижение максимально возможных уровней квалификации и т.д. Кроме того, вигоросность предполагает слабую зависимость от чужого мнения, от устоявшихся схем поведения и мышления и, поэтому, она выступает основой самостоятельности в обучении, дает силы для реализации творческого подхода и противостояния общепринятой или официально признанной точке зрения.

Вигоросность лежит в основе инноваций, в том числе и в образовании. Эта инновационная роль вигоросности может быть заметна как на уровне педагога, отдельного занятия и учебной дисциплины, так и на уровне менеджмента образовательной среды. Деятельность педагога регулируется достаточно большим числом нормативных документов, включая государственные стандарты, учебные планы и программы, должностные инструкции и т.д. С другой стороны, у педагога имеется определенный набор средств и методических приемов преподавания, из которых педагог волен делать выбор, однако выбор этот обычно ограничивается общепринятыми подходами и схемами организации занятия. Таким образом, создаются достаточные условия для реализации шаблонного, рутинного подхода к преподаванию. Однако, в практике преподавания достаточно часто встречается творческий, новаторский подход, в основе которого лежит вигоросность педагога. Это же свойство личности проявляется в стремлении к самосовершенствованию преподавателя, расширению кругозора и научной компетентности, в неуемной познавательной активности.

Вигоросность менеджмента образовательной среды является крайне важной для обеспечения качества образования (понимаемого не как соответствие неким установленным нормам, а как соответствие образования требованиям современного общества, выполнение социального заказа), развития образовательных учреждений и системы образования в целом, конкурентоспособности образования. Именно начавшееся в 90-х годах прошлого века формирование конкурентной образовательной среды и сегодняшние робкие попытки российского образования войти в высоко конкурентное образовательное пространство показали отсталость и неэффективность шаблонно-нормативного менеджмента образования (как правило, реализуемого в рамках государственного управления образованием). Введение инноваций на уровне управления образования, создания новых образовательных технологий возможно только в случае достаточной вигоросности менеджмента. Кроме того, совмещение образовательной и предпринимательской деятельности в силу высокой вигоросности последней требует вигоросного стиля управления. Отсутствие достаточного количества вигоросов среди среднего и высшего менеджмента вузов, в органах управления образованием может поставить под угрозу будущее российского образования.

Таким образом, взаимосвязь образования и вигоросности предполагает, во-первых, их включенность в формирование человеческого капитала, причем по отдельности ни вигоросность, ни образованность не могут принести положительного эффекта для общества. Во вторых, вигоросность определяет учебную мотивацию высоких достижений и перехода к обществу знания. В третьих, вигоросность является фактором инновационности, качества и эффективности образования. Уровни соотнесения вигоросности и образования

Уровни соотнесения вигоросности и образования

Уровень включенности в формирование человеческого капитала Вигоросность и образованность (результат образования) составляют человеческий капитал.
Образованность обретает практическое значение только при наличии достаточного уровня вигоросности.
Уровень учебной мотивации

Вигоросность лежит в основе учебной мотивации особого вида:
а) стремления к интенсификации деятельности учения (выхода за рамки образовательных нормативов), к постановке индивидуальных учебных целей высокого уровня сложности, превышающих обычный уровень требований;
б) мотивации самостоятельности, реализации творческого подхода в противовес общепринятой и официально транслируемой позиции;
в) направленности на достижение максимального образовательного уровня, превышающего стандартные требования среды – непрерывное образование в течении жизни (включая пожилой возраст), переподготовка и повышение квалификации, обучение новым специальностям, достижение максимальных квалификационных уровней (кандидатские и докторские диссертации).
Уровень организации образования Вигоросность лежит в основе инноваций в образовании:
а) проявляется в установках преподавателей на преодоление шаблонных подходов в содержании и методике, новаторство в преподавании;
б) реализуется как стремление к самосовершенствованию педагога, расширению кругозора и научной компетентности, в неуемной познавательной активности;
в) является основой введения инноваций на уровне управления образования, создания новых технологий и форм образования, совмещение организаторской и предпринимательской деятельности в образовании, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности и эффективности вуза в современной образовательной среде.

Уровень поощрения вигоросности Образовательная среда вуза влияет на выявление и поощрение вигоросности обучающихся и выпускников: вигоросная индукция (вигоросов - преподавателей и менеджеров), вигоросный тип построения учебного материала (в т.ч. проектный подход), вигоросность учебных текстов способствуют проявлению и закреплению варифокальности мышления и активно-поисковых форм поведения.

 

Из таблицы 1 следует еще один уровень возможной взаимосвязи вигоросности и образования – образовательная среда способна оказать влияние на выявление и поощрение вигоросности обучаемых. К сожалению, вопрос развития вигоросности еще слабо исследован. Можно ли целенаправленными усилиями, в частности, в ходе обучения в вузе, развивать вигоросность? Имеющееся сегодня понимание вигоросности позволяет предположить возможность утвердительного ответа. Прежде всего, можно усомниться в том, что вигоросность является биологически детерминированной, поскольку основана на ценностно-смысловых образованиях. Если это так, то представляется возможным развивать вигоросность, создавая новое образовательное пространство: вигоросное, инновационное, требующее от учащегося проявления неадаптивности, то есть способности не ограничиваться требованиями приспособления к текущей ситуации. В качестве примера можно привести СГА, вигоросная среда которой способствует тому, что около 14% от общего количества выпускников СГА становятся предпринимателями, что заметно превышает средний показатель участия населения России в предпринимательской деятельности. Вместе с тем, представляется возможным увеличение этого важного для экономики и социальной жизни страны показателя именно путем особой организации образования.

Каковы же могут быть практические шаги к созданию среды, культивирующей вигоросные ценности? Прежде всего, подбором преподавателей и менеджеров образовательного процесса. Пожалуй, здесь можно сослаться на В.И. Ленина, утверждавшего, что направление обучения определяется не программами и уставами, а «всецело и исключительно составом лекторов» (Ленин В.И. Полн. собр. соч.. Т. 47. С.194). Следует принять во внимание и позицию Л.Н. Гумилева: для того, чтобы пассионарность «имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, то есть это признак не только индивидуальный, но и популяционный» (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, М., 1991. С.324). Из этого и вытекает важность концентрации пассионариев (вигоросов), ибо «не отдельные пассионарии делают великие дела, а тот общий настрой, который можно назвать уровнем пассионарного напряжения» (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, М., 1991. С.333). Создание в вузе такого пассионарного напряжения позволит создать среду, активно воспроизводящую вигоросов, «заражающую» социальной активностью.

С этой же целью следует и выстраивать учебный процесс: его характер, характер учебных задач и ситуаций должен требовать и поощрять проявления вигоросности, склонности к оптимальному риску, неадаптивной активности, соревновательности. Важным направлением в создания вигоросной образовательной среды должны стать учебные тексты, в эксплицитном и имплицитном виде транслирующие соответствующие ценности. В современной науке господствующим является тезис о принципиальной роли языка в становлении и развитии психики человека. Различное видение мира находит свое выражение в системе употребляемого языка и наоборот, а воспринимаемый человеком мир в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм (гипотеза лингвистической относительности). Эту точку зрения разделяют многие психологи и лингвисты. Язык, утверждает А.М. Лобок, является «инструментом знаково-смыслового упорядочивания реальности» (Лобок А.М. Психология мифа: Дис. …докт. психол. наук. – М., 1998. С. 5).

Не следует забывать и о таком испытанном методе влияния как пропаганда и убеждение. Использование рекламных технологий и приемов public relations окажет влияние на ценности социума, позволит закрепить вигоросные модели поведения студентов и персонала вуза. К таким приемам относятся разнообразные передачи, дискуссии и интервью с участием вигоросов, введение вигоросных ценностей в виде лозунгов, девизов, отражение их при визуальном оформлении среды вуза, в рекламно-информационных материалах. Интересно отметить, что уже появились статьи, анализирующие рекламу на предмет пассионарности (http://propr.com.ua/ru/public/view/11071). Таким образом, реклама и связи с общественностью, транслируя вигоросные ценности, могут оказать помощь в развитии социальной активности студентов и, посредством этого, способствовать модернизации российского общества.